"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ"
- о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах с приложением их копий:
- Сайт Министерства просвещения Российской Федерации - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
- Портал сетевой поддержки внедрения ФГОС
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- Сайт ИМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
ФГОС-2021 вводится для 1 и 5 классов с 01.09.2022 года.
Нормативная база:
Федеральные документы
ФГОС НОО:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
ФГОС ООО:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
Письмо (с приложениями) Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № А3-113 / 03 о направлении методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
Региональные документы
Распоряжение КО СПб от 26.04.2022 № 883-р “Об организации работы по подготовке системы образования Санкт-Петербурга к переходу на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с 01.09.2022”.
Распоряжение КО СПб от 15.09.2021 № 2597-р “О координационном совете по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”.
Письмо КО от 03.09.2021 № 03-12-816 / 21-0-1 об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык».
Школьные документы
Памятка для родителей - переход на новый ФГОС, начальное образование
Памятка для родителей-переход на новый ФГОС, основное образование
С 01 сентября 2023 года все школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы (ФООП). Более подробная информация-здесь.
ФГОС - 2011
С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является обязательным.
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно.
Уважаемые родители! Прочтя приведенную ниже информацию, Вы найдёте для себя ответы на следующие вопросы:
1. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
2. Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
3. Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
4. Какие требования к результатам устанавливает обучающимся Стандарт?
5. Что изучается с использованием ИКТ?
6. Что такое информационно-образовательная среда?
7. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентирование младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам устанавливает обучающимся Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
• метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющим основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание журнала и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года.Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Нормативные документы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
здесь приказ Минобрнауки России № 373 от 06.09.2009 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования"
здесь приказ Минобрнауки России № 1241 от 26.11.2010 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования"
здесь приказ Минобрнауки России № 2357 от 22.09.2011 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования"
здесь приказ Минпросвещения России № 286 от 31.05.2021 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
здесь приказ Минобрнауки России № 287 от 31.05.2021 "Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования"
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования
здесь приказ Минобрнауки России № 413 от 17.05.2012 "Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования"